JobBank - работа, поиск работы, вакансии  
новости
Работа в иностранной компании требует от россиян большей исполнительности и организованности.
05-08-2003

"Мы пока не умеем подчиняться правилам. На мой взгляд, роль национальной принадлежности компании зачастую переоценивают, особенно на фоне такого явления, как глобализация. Скорее можно говорить о разных корпоративных культурах. Но они только отчасти могут быть объяснены национальной принадлежностью головной компании. Например, различия между тремя американскими компаниями могут быть значительно больше, чеммежду американской и, скажем, японской фирмами. Ключевое общее отличиебольшинства российских компаний от иностранных - в выстроенности менеджмента. Также вне зависимости от "национальной принадлежности" иностранной компании, как правило, там от сотрудников требуют большей исполнительности, чем у нас. "Исполнительность" не значит "отсутствие творчества". Просто уровень ожидаемой дисциплины значительно выше. Но необходимость подчиняться общим правилам - это то, что пока еще не вошло в привычку для многих россиян", считает Павел БЕЗРУЧКО, старший консультант консалтинговой компании по корпоративной психологии "ЭКОПСИ Консалтинг". Все-таки русский человек - существо уникальное. С одной стороны, нас утомляет неразбериха в собственных офисах, с другой - железная дисциплина "импортных" компаний угнетает не меньше. И тем не менее русский специалист, хотя бы год продержавшийся в иностранной фирме, уже как бы отмечен знаком качества: можем, значит, работать, как ОНИ. Кто-то из нас, месяц прокорпев в иностранной компании, громко хлопает дверью, не желая обременять себя лишними правилами и условностями, а кто-то настолько ассимилируется, работая на иностранцев, что начинает говорить и думать с акцентом. Но, как показывает практика, опыт работы и общения, нажитый у заморских менеджеров, лишним не бывает. Основной признак американских компаний - это внешняя демократичность. Хоть "Макдоналдс" и канадская фирма, порядки там такие же, как и у ближайших соседей. - Мы все были друг с другом на "ты" и обращались по именам - от члена бригады додиректора ресторана, - вспоминает Игорь Долгоносов, два года проработавший в "Макдоналдсе". - Отдыхали в одной комнате отдыха, вместе ездили на пикники. Помогали друг другу. Когда было много посетителей - директор мог сам пойти на кухню помочь жарить гамбургеры. Канадские компании, как и американские, - это то место, где можно довольно быстро сделать карьеру. В "Макдоналдсе", по словам Игоря Долгоносова, за пять лет можно вырасти от члена бригады до старшего менеджера ресторана. Однако существуют и подводные камни, которые могут этому помешать. По словам людей, долго проработавших у американцев, для них очень важно отношение сотрудника к просьбам своих непрямых начальников - например, из другого отдела. Выполнение этих просьб считается показателем готовности человекаработать в фирме. Как и многие другие западные компании, американцы весьмаэкономны. Так, по словам Игоря Долгоносова, руководство "Макдоналдса" неприветствовало приход сотрудников на работу раньше времени - ведь за это им надо доплачивать. Зато строго наказывали за опоздания - от выговора до лишения премии. Так же страшным убытком для компании считалось, если сотрудник положил себе в гамбургер два огурца вместо одного. Если бдительные коллеги или начальство замечали это, они обязаны были сообщить вышестоящему руководству. Считалось, что так сотрудник заботится о компании. Кроме того, в "Макдоналдсе" стоял специальный ящичек, куда можно было бросить записочку - за подписью или анонимную, где рассказать директору ресторана все, что ты думаешь о работе, о коллегах и так далее. Курение в "Макдоналдсе" не запрещено, но и не поощряется. Курить можно только в свободное время, находясь отдельно от некурящих коллег. -Мы же не в Америке. Всех от курения не отучишь, тем более что больше половины сотрудников курят, - говорит Игорь. Алексей Тагушев после нескольких лет работы в московском представительстве одной из японских автомобильных компаний пришел к выводу, что у нас с ними слишком разныйподход к работе. Поведение сотрудников японской компании строго регламентировано. В правилах даже прописан запрет на некорректное обращение с коллегами. Впрочем, если на нарушение одних предписаний закрывают глаза, то другие должны свято соблюдаться. Например, формально сотрудники не имеют права вести личные разговоры по служебным телефонам. Но на практике, конечно, никто не обращает на этот запрет особого внимания. Зато опоздание, даже на минуту, - жесточайшая провинность. Несмотря на строгую дисциплину, в фирме нет системы прямых наказаний. О нерадивом сотруднике просто складывается соответствующее мнение, которое в дальнейшем может отразиться на его зарплате. В то же время в японском офисе позволены такие вещи, которые недопустимы в американских компаниях. Например, отмечание в офисе дней рождения коллег или иных событий, требующих алкоголя. А вот общекорпоративные вечеринки у японцев не в чести. Всей фирмой выбираются в какой-нибудь японский ресторан, как правило, раз в году - на Новый год. - Корпоративные вечеринки для японцев - скорее часть работы, чем отдых, - говорит Алексей. По словам Алексея, основная характеристика японского стиля работы - неторопливость и основательность. - Бизнес они ведут толково, - считает он. - Любое действие тщательно обдумывается и взвешивается. Но неудача в таком случае непростительна: у тебя было время принять правильное решение. Неторопливость в работе отражается и на карьере сотрудников: повышение вдолжности идет крайне медленно, потому что компания настроена на то, что человек будет работать у нее всю жизнь. А женщине сделать карьеру в японской фирме и вовсе нереально. Скорее всего она навсегда останется в той же должности, на которую пришла. Так же медленно, как и карьера, движется вверх зарплата. Ее прибавляют раз в год на пять процентов. Пять процентов от, скажем, 1000 долларов - это всего лишь 50 "у.е". - Русские воспринимают такую прибавку как издевку, но японцы этого не понимают. Для них любое повышение приятно, - говорит Алексей. - Поэтому уже при приеме на работу надо называть сумму, которая тебя действительно устроит. А еще лучше - попросить на 20 процентов больше. Тенденция оставаться в офисе после окончания рабочего дня у японцев присутствует, однако будет ли онапоощряться у русских сотрудников, зависит от конкретной ситуации. К допоздна задерживающемуся в офисе сотруднику присмотрятся: то ли он действительно хочет сделать для фирмы побольше, то ли он просто не справляется с работой в основное время. Японцы, из которых состоит менеджмент японских фирм высшего и среднего звена, несмотря на предельную корректность, держатся обособленно от русских подчиненных. Поэтому даже знание японского языка на японской фирме нежелательно. Японские управляющие хотят иметь возможность конфиденциально обсуждать междусобой дела своей фирмы. Стиль работы в немецких фирмах не очень отличается от отечественного, особенно если среди менеджмента присутствуют русские. Однако есть некоторые отличия, бросающиеся в глаза. Обязательным условием для работы в немецких фирмах является знание немецкого и, как правило, английского. В то же время немецкие сотрудники, даже высокопоставленные, стараются выучить русский язык. Немецкие фирмы, как и большинство иностранных представительств в России, ведут себя довольно законопослушно. - Они работают строго по КЗоТу: оплачивают отпуска, больничные, заводят трудовую книжку, зарплату дают не в конвертах, а официально, - рассказывает Юлия Шуванова, поработавшая в нескольких немецких фирмах, в том числе "Лонда Косметика" и "ДаймлерКрайслер". - Правда, мне не оплачивали сверхурочную работу, но потом давали дополнительные дни к отпуску. Немецкие фирмы заинтересованы в развитии персонала. Они любят брать практикантов - как немцев, так и русских - и растить из них полноценных сотрудников. Иногда работа практикантов оплачивается, иногда им приходится трудиться "за так". Дипломированным специалистам немецкие компании готовы помочь с получением дополнительного образования, но только в области, необходимой фирме. Уходить из компании, а потом снова возвращаться в нее не возбраняется, если расставание произошло мирно. Возможно, здесь проявляется знаменитая немецкая экономия - в этом случае не нужно платить рекрутинговому агентству за подбор новогокачественного персонала. Немцы довольно быстро адаптируются к русскойдействительности, особенно если они знают или учат русский язык, и при общении с ними у наших соотечественников проблем не возникает. Однако некоторые из тех, кто еще сохранил в себе немецкий образ мышления, доставляют своим подчиненным немало хлопот. Например, у одного высокопоставленного немецкого менеджера сломалась молния на любимом дорожном чемодане. Менеджер решил купить новый - точно такой же. - Он обязательно должен быть такого же цвета, с такой же молнией, - наставлял он курьера. И даже распечатал все изображения чемоданов с сайта фирмы. И долго не хотел верить, что чемоданов, как две капли воды похожих на его старый, уже нет.

(Известия)

Версия для печати
 
для пользователей
Логин
Пароль
Забыли пароль?   
Вы хотите стать пользователем сайта JobBank.ru?
Зарегистрироваться

архив новостей
ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ
ПНВТСРЧТПТСБВС
    010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
2003

реклама на сайте
Настольный теннис - интернет-магазин

Спортивные тренажеры - интернет-магазин

Большой теннис - интернет-магазин

WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом

 
JobBank - работа, поиск работы, вакансии все права защищены
ваши вопросы и пожелания
направляйте по адресу support@jobbank.ru
WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом web-дизайн и
разработка программного обеспечения