JobBank - работа, поиск работы, вакансии  
новости
Предприниматели не могут нанять квалифицированных работников, потому что на рынке их нет
11-09-2003

В собирательный образ российской системы образования входят лучшая в мире советская школа и лучший в мире (самый высокий) университет. В общую картину почему-то не принято включать систему профобразования. Между тем начавшийся после кризиса 1998 г. рост экономики востребовал забытый было класс специалистов-исполнителей. Для многих ПТУ - всего лишь устаревший институт или неизбежный "социальный отстойник", куда направляются те, кто по своим способностям, мотивации и просто семейным обстоятельствам не попал в вуз. Словом, это те, кто идет в армию. Одним из самых привлекательных постулатов марксизма было обещание исчезновения в будущем рутинного, исполнительского труда, труда, не связанного с творчеством. Сегодня человечество переживает информационную революцию, несущую возможность автоматизации многих рутин. Многих, но не всех. Место квалифицированных исполнителей в сфере услуг, в логистике вряд ли может быть занято роботами. В ближайшие 25 лет доля исполнителей в экономике останется устойчиво высокой. Мы должны быть готовы к тому, что, как только мы решим проблемы защиты прав собственности, кредита и страхования (а это задачи первого этапа институциональных реформ), в России выйдут на поверхность новые ограничители экономического роста. Во-первых, резкая нехватка квалифицированных исполнителей. Во-вторых, низкая производственная культура у работников, получивших формальную квалификацию. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в сфере профобразования наметилось несколько основных проблем: 1. Болезни системы. В России 2,2 млн человек оканчивают девять классов, из них идут в старшую школу 1,3 млн. 700 000 избирают для себя ПТУ и техникумы. Позднее, после 11 класса школы, к ним добавляются еще 400 000 человек. Для сравнения: общий прием в вузы превышает 1,3 млн человек в год. В развитых странах те же тенденции, высшее образование развивается за счет "исполнительских" ступеней. Дело не столько в общем числе выпускников системы НПО - СПО, сколько в их качестве и внутренней структуре. 2. Инерционная структура. В стране 58,8% занятых работают в сфере услуг. Система ПТУ и техникумов (лицеев и колледжей, как их сегодня предпочитают называть) готовит на порядок меньшую долю специалистов для этой сферы. Абсолютный рекорд принадлежит системе СПО: 1,1%. Разумеется, под давлением спроса образовательные учреждения диверсифицируются: начинают выпускать вместо фрезеровщиков водителей и "операторов ПЭВМ". Но для подготовки квалифицированных работников нужны квалифицированные преподаватели и методики. Нужна традиция, школа преподавания, нацеленная на формирование определенного комплекса знаний и навыков. Ее нет. 3. Устаревшие технологи. Вокруг Москвы с десяток строительных ПТУ, а работают почему-то иностранцы. Дело не только в том, что бесправный гастарбайтер нанимателю милей необузданного пэтэушника. Дело еще и в том, что готовят будущих строителей для панельного домостроения 50-х гг. Зачем работодателю рабочий, которого надо полностью переучивать? Точнее - в чем его квалификация? 4. Недофинансирование. Мастер производственного обучения получает чуть больше 60% зарплаты квалифицированного рабочего. Обновление дорогостоящего оборудования идет медленнее, чем его физическое выбывание. 5. Социальный потолок. Учащийся ПТУ или колледжа объективно оказывается в худших условиях, чем старшеклассник, применительно к поступлению в престижный вуз. Он не может сосредоточиться на подготовке по избранным предметам, ему труднее преодолеть денежные барьеры. Более чем в половине профессий для квалифицированных исполнителей отсутствует формальная (заметная для общества) система продвижения и регистрации профессиональных заслуг. 6. Болезни культуры. Россия имеет тяжелую и трудную историю формирования работников-профессионалов. Давние традиции подавления личности и крепостное право, господствовавшее на протяжении нескольких веков, в сочетании с постоянной неуверенностью ремесленного сословия в своем будущем сформировали особую культуру исполнительного труда, нацеленную на достижение желаемого любой ценой. Ее характеризует штурмовщина, неумение экономить материалы и время в сочетании с поистине великолепными образцами индивидуального мастерства. И все это - при отсутствии стандартов качества или при пренебрежении ими. Культура труда - и в отношении трудовой, и в отношении технологической дисциплины - значительно уступала зарубежным образцам. Что неудивительно - ее могли воспитать или гильдии, или рынок. В России они находились в неразвитом состоянии. Каждый предприниматель и государственный управляющий в России должен был быть одновременно и воспитателем, чуть ли не дрессировщиком своих подчиненных. Он не мог просто найти их на рынке. Периоды, когда власть замечала бедственное состояние ремесла, коротки: это происходило при Петре Первом и, в основном, при Екатерине. Наиболее разумной мерой последней был массовый импорт трудолюбивых немцев - не только ремесленников, но и крестьян. Последняя попытка наблюдалась в период ускоренной индустриализации. Именно тогда зародилась советская система подготовки профессиональных кадров, остатки которой мы наблюдаем сегодня. Технологическая культура просто не успела сформироваться за те 5 - 10 лет, которые социалистические кадры проработали до войны. Затем разрушительную роль сыграли искаженные принципы планирования. Советская система, отбросив рыночные измерители эффективности производства, претендовала заменить их в тотальном масштабе плановыми. "Надаем стране угля, хоть и мелкого, но очень много" - ориентиры стахановского движения не могли сформировать привычку к тщательной работе. И, разумеется, они не включали удовлетворенность потребителя. Накопленный итог грустный. Мы плохо работаем, потому что не уважаем это занятие. Мы не без удовольствия рассказываем о себе анекдоты - как не умеем работать руками. Замещается это сметкой во всем многообразии ее проявлений: собиранием колосков на колхозном поле, и т. д. - вплоть до торговли разбавленным бензином в Нью-Йорке. Но в повседневной жизни мы от этого страдаем. Из числа ежедневно наблюдаемых примеров на ум приходят безучастные продавцы в магазинах, косорукие ремонтники, безответственные водители - неудавшиеся Шумахеры. Плохие работники не наказываются рынком, потому что на рынке нет хороших, чтобы их заместить.

(газеты "Ведомости")

Версия для печати
 
для пользователей
Логин
Пароль
Забыли пароль?   
Вы хотите стать пользователем сайта JobBank.ru?
Зарегистрироваться

архив новостей
АВГУСТ СЕНТЯБРЬ  
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
2003

реклама на сайте
Настольный теннис - интернет-магазин

Спортивные тренажеры - интернет-магазин

Большой теннис - интернет-магазин

WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом

 
JobBank - работа, поиск работы, вакансии все права защищены
ваши вопросы и пожелания
направляйте по адресу support@jobbank.ru
WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом web-дизайн и
разработка программного обеспечения