Предприниматели не могут нанять квалифицированных работников, потому что на рынке их нет
11-09-2003
В собирательный образ российской системы образования входят лучшая в мире советская школа и лучший в мире (самый высокий) университет. В общую картину почему-то не принято включать систему профобразования. Между тем начавшийся после кризиса 1998 г. рост экономики востребовал забытый было класс специалистов-исполнителей. Для многих ПТУ - всего лишь устаревший институт или неизбежный "социальный отстойник", куда направляются те, кто по своим способностям, мотивации и просто семейным обстоятельствам не попал в вуз. Словом, это те, кто идет в армию. Одним из самых привлекательных постулатов марксизма было обещание исчезновения в будущем рутинного, исполнительского труда, труда, не связанного с творчеством. Сегодня человечество переживает информационную революцию, несущую возможность автоматизации многих рутин. Многих, но не всех. Место квалифицированных исполнителей в сфере услуг, в логистике вряд ли может быть занято роботами. В ближайшие 25 лет доля исполнителей в экономике останется устойчиво высокой. Мы должны быть готовы к тому, что, как только мы решим проблемы защиты прав собственности, кредита и страхования (а это задачи первого этапа институциональных реформ), в России выйдут на поверхность новые ограничители экономического роста. Во-первых, резкая нехватка квалифицированных исполнителей. Во-вторых, низкая производственная культура у работников, получивших формальную квалификацию. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в сфере профобразования наметилось несколько основных проблем: 1. Болезни системы. В России 2,2 млн человек оканчивают девять классов, из них идут в старшую школу 1,3 млн. 700 000 избирают для себя ПТУ и техникумы. Позднее, после 11 класса школы, к ним добавляются еще 400 000 человек. Для сравнения: общий прием в вузы превышает 1,3 млн человек в год. В развитых странах те же тенденции, высшее образование развивается за счет "исполнительских" ступеней. Дело не столько в общем числе выпускников системы НПО - СПО, сколько в их качестве и внутренней структуре. 2. Инерционная структура. В стране 58,8% занятых работают в сфере услуг. Система ПТУ и техникумов (лицеев и колледжей, как их сегодня предпочитают называть) готовит на порядок меньшую долю специалистов для этой сферы. Абсолютный рекорд принадлежит системе СПО: 1,1%. Разумеется, под давлением спроса образовательные учреждения диверсифицируются: начинают выпускать вместо фрезеровщиков водителей и "операторов ПЭВМ". Но для подготовки квалифицированных работников нужны квалифицированные преподаватели и методики. Нужна традиция, школа преподавания, нацеленная на формирование определенного комплекса знаний и навыков. Ее нет. 3. Устаревшие технологи. Вокруг Москвы с десяток строительных ПТУ, а работают почему-то иностранцы. Дело не только в том, что бесправный гастарбайтер нанимателю милей необузданного пэтэушника. Дело еще и в том, что готовят будущих строителей для панельного домостроения 50-х гг. Зачем работодателю рабочий, которого надо полностью переучивать? Точнее - в чем его квалификация? 4. Недофинансирование. Мастер производственного обучения получает чуть больше 60% зарплаты квалифицированного рабочего. Обновление дорогостоящего оборудования идет медленнее, чем его физическое выбывание. 5. Социальный потолок. Учащийся ПТУ или колледжа объективно оказывается в худших условиях, чем старшеклассник, применительно к поступлению в престижный вуз. Он не может сосредоточиться на подготовке по избранным предметам, ему труднее преодолеть денежные барьеры. Более чем в половине профессий для квалифицированных исполнителей отсутствует формальная (заметная для общества) система продвижения и регистрации профессиональных заслуг. 6. Болезни культуры. Россия имеет тяжелую и трудную историю формирования работников-профессионалов. Давние традиции подавления личности и крепостное право, господствовавшее на протяжении нескольких веков, в сочетании с постоянной неуверенностью ремесленного сословия в своем будущем сформировали особую культуру исполнительного труда, нацеленную на достижение желаемого любой ценой. Ее характеризует штурмовщина, неумение экономить материалы и время в сочетании с поистине великолепными образцами индивидуального мастерства. И все это - при отсутствии стандартов качества или при пренебрежении ими. Культура труда - и в отношении трудовой, и в отношении технологической дисциплины - значительно уступала зарубежным образцам. Что неудивительно - ее могли воспитать или гильдии, или рынок. В России они находились в неразвитом состоянии. Каждый предприниматель и государственный управляющий в России должен был быть одновременно и воспитателем, чуть ли не дрессировщиком своих подчиненных. Он не мог просто найти их на рынке. Периоды, когда власть замечала бедственное состояние ремесла, коротки: это происходило при Петре Первом и, в основном, при Екатерине. Наиболее разумной мерой последней был массовый импорт трудолюбивых немцев - не только ремесленников, но и крестьян. Последняя попытка наблюдалась в период ускоренной индустриализации. Именно тогда зародилась советская система подготовки профессиональных кадров, остатки которой мы наблюдаем сегодня. Технологическая культура просто не успела сформироваться за те 5 - 10 лет, которые социалистические кадры проработали до войны. Затем разрушительную роль сыграли искаженные принципы планирования. Советская система, отбросив рыночные измерители эффективности производства, претендовала заменить их в тотальном масштабе плановыми. "Надаем стране угля, хоть и мелкого, но очень много" - ориентиры стахановского движения не могли сформировать привычку к тщательной работе. И, разумеется, они не включали удовлетворенность потребителя. Накопленный итог грустный. Мы плохо работаем, потому что не уважаем это занятие. Мы не без удовольствия рассказываем о себе анекдоты - как не умеем работать руками. Замещается это сметкой во всем многообразии ее проявлений: собиранием колосков на колхозном поле, и т. д. - вплоть до торговли разбавленным бензином в Нью-Йорке. Но в повседневной жизни мы от этого страдаем. Из числа ежедневно наблюдаемых примеров на ум приходят безучастные продавцы в магазинах, косорукие ремонтники, безответственные водители - неудавшиеся Шумахеры. Плохие работники не наказываются рынком, потому что на рынке нет хороших, чтобы их заместить.
(газеты "Ведомости")
|