JobBank - работа, поиск работы, вакансии  
новости
Диагноз обжалованию подлежит. Доктор Рошаль не согласен с министром здравоохранен
26-12-2003

Остаточный принцип Проблема здоровья народа стала предметом национальной безопасности в связи с обвальными потерями численности населения России, в которых здравоохранение занимает далеко не последнее место. Перестройка загнала российское здравоохранение в угол. Оно и при коммунистах по финансированию было не ахти какое, а сейчас еще хуже. Средств, выделяемых на службу здоровья в нашей стране, почти в два раза меньше, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения, только для поддержания службы, не говоря о ее развитии. Имею в виду долю здравоохранения в ВВП. Не важно, какой ВВП у любой страны - маленький или большой. Важно, чтобы процент финансовых ресурсов, выделяемых на здравоохранение, был не меньше 5 процентов. У нас где-то в районе 3 процентов. Это вопрос ментальности общества, его руководства. Не потому ли даже урезанные бюджеты на муниципальном уровне приблизительно на 20-30 процентов кое-где не исполняются.Здравоохранение финансируется не по потребности, а по остаточному принципу, что в корне неверно. Лет так 10-15 назад провели исследования, которые доказали: на каждый рубль, вложенный в здравоохранение, государство получает минимум 4 рубля прибыли.В последнее время отдельные руководители пытаются уйти от 41-й статьи Конституции, гарантирующей бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и придумывают разные лазейки для этого. Предлагают создавать особую медицинскую структуру, позволяющую обойти Конституцию России, в виде форм некоммерческих организаций (некоммерческого партнерства), т.е. этим организациям не позволено заниматься коммерческой деятельностью, не соответствующей основному направлению деятельности учреждения. А если в уставе будет написано "оказание медицинской помощи", то, пожалуйста, это не противоречит закону и можно с больных брать деньги. А затем возможно и продавать здания и оборудование этих "некоммерческих", созданных за счет наших с вами денег. Экспериментировать со здоровьем нужно крайне осторожно. Сегодня никаких юридических препятствий для организации платных услуг в здравоохранении нет. Интересна история с обязательным медицинским страхованием (ОМС). Планировалось, что оно будет финансироваться за счет отчислений 3,6 процента от фонда заработной платы предприятий, как добавка к бюджетному финансированию. Ввели и одновременно на эту или даже большую сумму урезали бюджет. Передали финансирование здравоохранения в регионы. Это, может быть, неплохо, но прослеживается четкая тенденция к большему изъятию средств из регионов, с одной стороны, и, с другой стороны, Дума и Правительство не определили минимальную долю здравоохранения в совокупном бюджете региона, "забыли" определить размер хотя бы минимального взноса в ОМС на неработающее население. А там все зависит от понимания губернатора и экономического состояния региона. Где с промышленностью хорошо - там средне, а где с промышленностью плохо, в дотационных районах, там и со здравоохранением проблемы. Да и руководители регионов разные: одни понимают значимость охраны здоровья, другие нет, даже при наличии возможностей. А теперь еще придумали сбор денег не Фондом ОМС, а налоговой инспекцией, в результате чего мы с вами, при нашей бедности, потеряли еще минимум 10 процентов денег. Простому же человеку совершенно безразлично, как, какими путями государство обеспечит бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях. Важно, чтобы такая возможность была. Буду я лечиться в государственной структуре или найду возможность купить полис добровольного медицинского страхования, который гарантирует мне лучшие условия пребывания в той или иной больнице, пойду лечиться в ОАО или ЗАО - это мое личное дело. Такой возможностью сегодня пользуются те, у кого немалые деньги. Но вопрос: сколько таких? По официальной статистике, около 10-20 процентов, то есть почти 15-30 миллионов человек. Не так уж мало. 41-я статья с намиНо по большому счету "богатый" контингент меня не волнует. Они найдут и где, и на что лечиться. Меня волнуют более 120 миллионов россиян, которые не имеют возможности платить за медицину. Что с ними? Отвечаю - с ними 41-я статья Конституции. А вот министр здравоохранения РФ в статье "Окончательный диагноз", опубликованной в "Российской газете" 30 октября нынешнего года, фактически предлагает изменить или отменить 41-ю статью. Он пишет: "... не под силу государству полное содержание медицинских учреждений и стопроцентная оплата нашего лечения". Кого это, "нашего", спрашиваю я? Те, у кого есть деньги, и сегодня никогда не пойдут лечиться в простую городскую больницу. Этим людям нужен комфорт, за что я их не осуждаю. Конституция гарантирует бесплатное обследование и лечение. Но не комфорт. И только этим - дополнительным комфортом - платная медицина должна отличаться от бесплатной. Кстати, кроме добровольного медицинского страхования, уже существуют частные больницы, которые отнюдь не пустуют. Уровень диагностики и лечения должен быть одинаково высоким везде. Это "естественный отбор" на комфорт, который не остановишь и не надо останавливать. Большинство наших сограждан, даже не очень богатых, но которые в состоянии оплатить пребывание в больнице в несколько лучших условиях, это сделают. А 80 процентов населения где возьмут деньги не на комфорт в больницах, а просто на лечение? Мы можем и обязаны выполнять 41-ю статью Конституции. Я не согласен, что государственные резервы финансирования здравоохранения полностью исчерпаны. Они есть. Одновременно нужно рационально использовать и государственные ресурсы, которые выделяют здравоохранению. Только что наш министр создал, с благословения Правительства и, как я понимаю, Церкви, лично под себя целую федеральную государственную структуру, которую возглавит Национальный медико-хирургический центр. Ненужную, так как сегодня многие федеральные медицинские учреждения, подчиненные Минздраву и Академии медицинских наук, имеют возможность удовлетворить полностью потребность населения России в высококвалифицированной помощи и не нуждаются в расширении коечного фонда и кадрового состава. Они нуждаются в улучшении финансирования. Их следует усиливать, а не создавать новые федеральные структуры. На создание этой новой структуры типа 4-го управления при ЦК КПСС уже грохнули огромные деньги налогоплательщиков. Мы должны будем платить Центру министра 1 миллиард 700 миллионов рублей в год. Это бюджет 11 научных детских институтов, и, если суммировать их мощность, она более чем в два раза будет превышать мощность Центра, созданного министром.Что предлагает министрЮрий Леонидович предлагает ликвидировать обязательное медицинское страхование, так как в слове "страхование" содержится слово "страх", которое "...ведет к развитию всевозможных заболеваний: сердечно-сосудистых, гормональных, органов пищеварения и даже онкологических; к ослаблению иммунитета и нервно-психическим расстройствам". Не вдаваясь в полемику с министром по поводу взаимоотношения слов - "страхование" и "страх" и влияния слова "страхование" на организм человека и "нервно-психические расстройства", хочу напомнить, что плохо ли, бедно ли, но структура ОМС в стране уже выстроена. Цитирую министра: "В нашей медицине уместнее не Фонд обязательного медицинского страхования... а, например, "солидарная больничная касса", "национальный солидарный банк здоровья". Причем эта касса или банк, эти средства ставки никак не должны быть связаны с единым социальным налогом".Это как? А куда государство будет перечислять 3,6 процента? Прямо в этот банк? Или вообще нам не нужны эти деньги? Система ОМС, несомненно, нуждается в совершенстве. Есть вопросы и у населения, есть вопросы и у врачей. Но сегодня ликвидировать Фонд ОМС и создать новую структуру - Боже упаси! Дайте обществу спокойно и стабильно пожить. Необходимо укреплять остатки признанной во всем мире нашей системы здравоохранения. Я неоднократно повторял, что мы устали от перестроек и перестроечников в области здравоохранения. И чем принципиально Национальный солидарный банк здоровья будет отличаться от ОМС? Новыми затратами на создание "новой системы" и оплату нового аппарата, вот и все. Все изменения, с моей точки зрения, должны проходить путем совершенствования существующей структуры ОМС.Министр заявляет, что (цитирую): "Иногда дело доходит до абсурда - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, несмотря на многочисленные протесты стоматологов-практиков, выпустил директиву, по которой деньги государственным стоматологическим клиникам перечисляются не по результатам и качеству работы, а по количеству осмотренных больных". Вот это действительно полный абсурд. И огромная странность заключается в том, что сегодня председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования является сам министр.Работодатель платит в Фонд ОМС не отдельно за каждого своего сотрудника, а за всех из всего фонда заработной платы предприятия. Такой подход я считаю справедливым, так как это и есть истинная "солидарная" ответственность за здоровье народа. И никакой другой нам не надо. Что предлагает министр? Уйти от этого и сделать строго "персональную" систему. Смысл этой системы в том, что все - и богатые, и бедные - должны знать: "Вот столько-то денег лежит на моем медицинском счете, столько из моих направлено на медицинское обеспечение инвалидов, стариков и детей (в том числе и моих собственных родителей, родственников и потомков) - так называемое неработающее население". Разрешите мне не комментировать это мнение. И главное - министр считает, что не государство, а мы с вами должны взять на себя расходы на здравоохранение, заодно и на своих родственников и потомков (?!). Еще два коротких примера из статьи. Министр пишет: "...обязательное медицинское страхование началось в 1991 году". И далее: "Отныне один из основных источников финансирования средств для государственной медицины стал именоваться "обязательным медицинским страхованием". Господа! Откройте документы и посмотрите: система ОМС составляет только 20-30 процентов от всего бюджета здравоохранения, и ОМС никак не может быть "основным источником средств государственной медицины". И второй: "...медицинское учреждение... не заинтересовано в том, чтобы лечить оперативно и экономно. Оно ведь получает деньги от региональных фондов обязательного медицинского страхования не за пролеченного больного, а за количество коек..." На самом деле оплата по факту является одним из основополагающих постулатов ОМС. Именно за каждого пролеченного больного, а не за число коек рассчитывается сейчас ОМС с медицинским учреждением.Подношение врачуПо мнению министра, необходимо изменить существующую вульгарную систему "подпольной" оплаты труда медиков на систему законную и цивилизованную. Вот тут-то и вспоминаются существовавшие и существующие формы солидарного - "всем миром" - финансирования проектов. Значит, если я хочу отблагодарить конкретного доктора, я не имею права этого сделать прямо, а должен внести деньги в банк, а он уже из него отблагодарит врача?За рубежом нередко практикуется, что после уже проведенной операции, если говорить о хирургах, несмотря на то, что лечение оплачивает страховая компания, больные в конверте передают деньги оперирующему хирургу. Это знак нормальной человеческой благодарности. Их никто не заставляет. Они это делают от души. А зарубежные врачи, некоторые из которых очень богаты, берут. Суть человека не зависит от страны, где он проживает. И я сам однажды сделал тоже - отблагодарил врачей после окончания лечения, правда, не деньгами, а подарками, и очень был счастлив, что они не выгнали меня и спокойно приняли подарки. Но когда врач в государственной больнице заранее определяет сумму, которую пациент должен заплатить лично ему, в карман, - это ужасно. Оправдание этому находят в бедности наших врачей, когда на нищую зарплату врачу необходимо содержать семью. Но все равно в этом есть что-то плохое. С теми, кто заранее определяет цену за лечение больного и кладет деньги себе в карман, может быть только два метода борьбы: четкая позиция руководства лечебными подразделениями о недопустимости подобного и увеличение консолидированного финансирования здравоохранения. Больной должен знать, что государство его лечение оплатит. А благодарность медицинскому работнику - это другое дело.Лично я никогда в жизни частной практикой не занимался и денег не брал и не беру. И таких среди нас, врачей, абсолютное большинство, повторяю, абсолютное большинство. Интересен зарубежный опыт, где врач свой день делит пополам: полдня он работает в государственном учреждении, что считается почетным, а другую половину - в частной клинике. И никакой "черной кассы".Для кого - высокие технологии Министр Юрий Шевченко начинает статью с "собирательного письма" жалобщиков. "Собирательный" жалобщик пишет, что у него желчно-каменная болезнь. Живет он в глубинке и захотел, чтобы ему эти камни удалили лапароскопическим методом, а не традиционным. У них, в округе, этого никто не делает, а он не может поехать в другой город, в больницу или институт и прооперироваться по высокой технологии. Министр приводит этот аргумент как недостаток существующей системы ОМС. Но при чем тут ОМС? У нас сама система финансирования здравоохранения построена так. А систему выстраивало руководство страны. Она основана на распределении средств по регионам. Поэтому невыгодно (но, возможно, при желании) оперировать одного больного из другого региона, а не потому, что плохо ОМС. Кстати, если этот больной обратится в другой город в учреждение, которое работает в системе ОМС, ему эту операцию обязаны произвести бесплатно. Лапароскопический метод удаления желчного пузыря и в Москве не во всех больницах есть. Если бы Минздрав сначала всю страну обеспечил за миллиарды современным оборудованием, подготовил кадры, чтобы в ближайшем городе, где живет этот "собирательный" жалобщик, можно было сделать и лапароскопическую операцию, вот тогда было бы всем хорошо, и ОМС - тоже.Почему высокотехнологические методики не стали общедоступными? Носители этих методик, как правило, - крупные лечебные учреждения. А их государство заставило заниматься платной медициной ввиду ничтожного финансирования. А что делать? Выгонять всех профессоров, научных сотрудников, врачей, медицинских сестер, санитарок и технический персонал на улицу и закрывать, опечатывать помещение? Пример? Пожалуйста: крупнейшие, известнейшие не только у нас в стране, но и за рубежом институты имени Вишневского, ЦИТО, да и не только они. Нужно поклониться в ножки сотрудникам институтов и их руководству, что они, кажется, начинают выживать. Вот почему еще "собирательный" жалобщик не смог попасть в продвинутое медицинское учреждение на операцию.С полисом ОМСЯ лично являюсь сторонником того, чтобы любой человек, имея полис ОМС, мог получить лечение в любом городе России. Неотложную помощь он может получить и сейчас везде, где его застала беда. Речь идет об оказании помощи в плановом порядке. Но это не вопрос: нужно или не нужно ОМС? Это - вопрос организации финансирования здравоохранения.Министр пишет, что "святые деньги (из ОМС. - Л.Р.) на лечение стариков, детей пошли на латание всяческих региональных дыр в больницах, например, на подготовку к отопительному сезону, ремонт водопроводных сетей и так далее. А нередко они вообще не попадали в региональный бюджет здравоохранения, расходовались на иные цели". Это правда: был короткий период, когда в некоторых регионах здравоохранение совершенно не финансировалось из бюджета, и тогда действительно, чтобы больные не замерзли (а что делать?), использовались деньги ОМС. Но это не проблема ОМС - это опять проблема финансирования здравоохранения. А "святые деньги" из ОМС сегодня идут, в основном, именно на детей и пенсионеров за счет работающего населения. В Москве этот показатель составляет более 60-65 процентов. И, наконец, последнее. Цитата из статьи министра: "Мы столько лет гордились, что по количеству врачей мы впереди планеты всей, что считаем нормальным почти 50 врачей на 10 тысяч граждан. А в Западной Европе, от которой мы отстаем по качеству и эффективности медицинской помощи, их всего 39, а в США и того меньше - 30". И про качество и эффективность медицинской помощи на Западе вы поторопились. Многие на Западе в ужасе именно от качества и эффективности медицинской помощи. Знаю ряд выдающихся представителей России, которые уезжали оперироваться на Запад, а потом, столкнувшись с "качеством и эффективностью" тамошней медицинской помощи, возвращались на лечение в Россию, где их и ставили на ноги.Теперь об избытке врачей в России. Где эти наши доктора? Почему у нас пустуют поликлиники и детские, и взрослые? Почему так плохо с обслуживанием жителей села? И вообще на "скорой помощи" страны не хватает около 30 процентов медицинских сотрудников. В практическом здравоохранении реально их гораздо меньше. 50 на 10 000 - это те, кто имеет диплом. А сколько из них ушли из здравоохранения из-за низкой зарплаты? Почему-то вопрос о необходимости распределения выпускников после окончания медицинского института на работу в практическое здравоохранение ставится кулуарно, нет настойчивости в доказательстве необходимости этого. Естественно, необходимо создать нормальные условия для проживания выпускников, например, на селе и предложить им определенные материальные стимулы для работы.Теперь про Запад. Я недавно вернулся из Франции. Французы очень встревожены и недовольны обвалом в медицинском обслуживании населения. Они мне сказали следующее: "Раньше мы смеялись над недостатками в английском здравоохранении, когда больные часами и неделями не могут попасть к врачу. А сейчас у нас стало не только так же, но и еще хуже. Врачей не хватает. В очереди на плановую операцию нужно стоять годы". Надеюсь, не такое здравоохранение готовит для нас Минздрав? И про Америку зря вспомнили. Медицина там - это прежде всего бизнес. Чем меньше врачей, тем больше они зарабатывают и за этим зорко следят. Вот и вся арифметика.P.S. Когда я закончил эту статью, я прочитал доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2001 год. Уполномоченный напоминает "некоторым чиновникам, что, согласно статье 135 Конституции Российской Федерации, положения главы 2, куда входит статья 41 Конституции, закрепляющая право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации".Уполномоченный дословно пишет следующее: "Министр здравоохранения Российской Федерации предлагает изменить норму Конституции Российской Федерации, что еще более ухудшит положение людей в области здравоохранения".

(Российская газета)

Версия для печати
 
для пользователей
Логин
Пароль
Забыли пароль?   
Вы хотите стать пользователем сайта JobBank.ru?
Зарегистрироваться

архив новостей
НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
2003

реклама на сайте
Настольный теннис - интернет-магазин

Спортивные тренажеры - интернет-магазин

Большой теннис - интернет-магазин

WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом

 
JobBank - работа, поиск работы, вакансии все права защищены
ваши вопросы и пожелания
направляйте по адресу support@jobbank.ru
WebCreator - создание сайта и web-дизайн, реклама в интернет и управление контентом web-дизайн и
разработка программного обеспечения