Безработных будут продавать
30-04-2003
Минтруда разрешил центрам занятости торговать своими услугами. Количество безработных растет. Если в 2002 году зарегистрированных безработных было 1 миллион 300 тысяч человек, то в начале 2003 года на учете состоят уже 1 миллион 600 тысяч. Плохо это или хорошо? Рассказывает замминистра труда и социального развития Максим Топилин.
- Как ни странно, хорошо. Мы все время были в плену тех показателей,которые не отражают действительности. С 1998 года, когда произошел дефолти количество незанятых, подсчитанных по методологии Международнойорганизации труда (МОТ) составило 12 миллионов человек, зарегистрованныхже было чуть более миллиона. Ситуация стала изменяться к 2001 году. Общаябезработица стала снижаться, а официальная - расти. Ныне в стране не имеютпостоянной работы около 6 миллионов граждан, из них зарегистрировались вслужбах занятости 1 миллион 600 тысяч. При этом число официальнобезработных с каждым месяцем растет. Оно и понятно. Выросло минимальноепособие по безработице. Люди стали активнее обращаться в Службу занятости,потому что уверены, что здесь они получат реальную помощь. Заметьте, этопроисходит в то время, когда спектр услуг, которые предоставляются службойзанятости, сократился.
- И насколько сократился этот самый спектр услуг?
- В 2001 году на активные программы из федеральной казны быливыделены 3,3 миллиарда рублей, а вот в 2003 году - 2,4 миллиарда.Региональные и местные бюджеты выделили около 400 миллионов рублей нареализацию активных программ занятости. Это сокращение финансированияпроизошло осознанно. Есть бюджетные ограничения, которые не позволяютСлужбе занятости расходовать деньги так, как прежде. К примеру, былапрограмма создания рабочих мест. Работодателю выделялись на нее деньги. Идо сих пор мы ведем работу по возврату этих средств. Однако эту программу"свернули" не только по этой причине. Она фактически развращалаработодателя. Ведь, по сути, центры занятости занимались его дотацией.Другой пример: программа "Молодежная практика", которая по замыслу должнабыла помочь закрепить молодых людей на производстве. Но ни для кого несекрет, что вообще-то молодежь у нас вполне конкурентоспособная.Спрашивается, в чем проблема? Проблема в том, что работодатель хочетполучить сразу и все: хорошего работника с большим опытом и за маленькиеденьги. Эту-то национальную особенность нашего работодателя и пыталиськомпенсировать центры занятости. На мой взгляд, подобная опека не имеетправа на существование в нормальной рыночной стране. В тех же США, кпримеру, проводилось множество исследований по этому поводу. И выяснилось,что работодатель очень настороженно относится к тем, кто приходит к нему срекомендациями от Службы занятости. Он считает, что обратившийся не можетсам искать работу, а потому неконкурентоспособен.
- Выходит, что теперь тот, кто оказался без работы, может надеятьсятолько на пособие?
- Работа Службы занятости была и остается эффективной. Большинстволюдей, которые с помощью центров занятости проходят переобучение с учетомпотребностей местного рынка труда, работу находят. В Москве с этимнесколько хуже, здесь специфический рынок труда, дорогостоящие курсы. Но вбольшинстве регионов центры занятости готовят людей под конкретные заявкиработодателей. При этом, прежде чем человек попадает на курсы, он проходитспециальное тестирование, с ним беседует психолог, который определяет еговозможности и интересы. Другое дело, крайне мало денег на эти программы.На пособия в этом году из федерального бюджета предусмотрено 13,8миллиарда рублей. На активные программы - общественные работы, занятостьнесовершенолетних, социальная адаптация, информирование, ярмарки вакансий,временное трудоустройство слабозащищенной части населения выделено 1,3миллиарда рублей плюс на программы профобучения и профориентация - 1, 1миллиарда. Конечно, хотелось бы обучать не три месяца, а шесть. Найтибезработному более качественное рабочее место с большей зарплатой. Увы,центры занятости вынуждены маневрировать, снижать стоимость обучения засчет дистанционных занятий. И при всем этом мы нашли возможностьрасширения программ профориентации: в этом году могут обучаться не толькобезработные, но еще школьники, студенты и те, кто хотел бы поменятьработу. Увеличился возрастной диапазон программы содействия втрудоустройстве несовершенолетних: раньше службы занятости трудоустраивалиподростков с 14 до 16 лет, а сейчас - с 14 до 18 лет.
- Кстати, о зарплате. Что делать жителю моногорода, который осталсябез работы из-за того, что его родное и единственное предприятиеобанкротилось? Могут ли центры занятости дать ему деньги для собственногодела?
- Нет. Раньше были программы самозанятости, по которым выделялисьчеловеку средства на безвозвратной основе в объеме годового размерапособия по безработице. Безработный мог купить на эти деньги, допустим,швейную машинку и приступить к производству, скажем, фартуков. Это быланеплохая программа, но продолжать ее не позволил механизм бюджетногофинансирования. По Бюджетному кодексу нельзя выдавать бюджетные ссудыфизическим лицам. Теперь эта программа реализуется только в той части,которая позволяет оказывать помощь человеку в разработке бизнес-плана,оформлении документов на регистрацию в качестве предпринимателя безобразования юридического лица. Мы думаем, как эту программу реанимировать.Однако в любом случае ссуду можно выдавать только с условием возврата.Если человек не способен вернуть деньги, ему нет смысла заниматьсяпредпринимательской деятельностью.
- И чем же ему в таком случае зарабатывать себе на жизнь?
- У центров занятости сегодня две серьезные проблемы. Это -профилактика безработицы и занятость населения в малых городах, когдаединственное предприятие не находит рынка сбыта своей продукции, сокращаетпроизводство и, следовательно, люди остаются без работы, заработка, аподаться им некуда. Сейчас мы все же пытаемся предупреждать безработицу: с2002 года начали финансировать программы профориентации не только длябезработных, но и для тех, кто работает, но ищет лучшее место. Открываемконсультационные пункты в школах, военных городках, на предбанкротныхпредприятиях. Там люди могут узнать, куда можно уехать на заработки, гдекакие образовательные услуги можно получить. Службы занятости не могутперевезти человека в другую местность, дать ему на это деньги. Но онимогут вместе с органами местного самоуправления рассмотреть вариантывосстановления этих предприятий, возможности перепрофилированияпроизводства.
- А народ, похоже, решает эти проблемы, ни на кого особо нерассчитывая. По данным экспертов, не менее 5 миллионов россиян - примерностолько же, сколько у нас незанятых граждан - мигрируют в поисках работыиз региона в регион. Может ли Служба занятости возродить советскуюпрактику оргнаборов?
- Нет и не должна. Это возвращение к старым методам работы, когда мыгнали людей на Север, а сейчас не знаем, что с ними делать. Можно,конечно, организовать вахтовый метод работы, как, к примеру, делают в техже Канаде и Норвегии: там люди на вертолетах улетают работать в отдаленныйрегион на две-три недели. Однако этим не должно заниматься государство.Такую потребность диктует рынок, инициатива должна исходить в первуюочередь от работодателя. В ряде регионов представители довольно крупныхпредприятий стали обращаться к центрам занятости с просьбой найти имрабочие руки.
- Службы занятости теперь выдают работодателям разрешение напривлечение гастарбайтеров?
- Разрешение выдают территориальные органы ФМС МВД, а центрызанятости - заключение о целесообразности привлечения. Это предусматриваетновый Закон о правовом положении иностранных граждан, который вступил всилу осенью прошлого года. Кстати, и раньше работодатель должен былполучать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Однако раньшезаключение о такой целесообразности выдавала местная администрация. Законо правовом положении иностранцев несколько поменял ситуацию. Работодательи иностранный работник получают разрешение в ФМС МВД после заключенияСлужбы занятости. Поменялся лишь механизм. При этом процедура упростилась,однако повысилась пошлина. За общее разрешение работодатель платит израсчета: три тысячи рублей за одного иностранного работника плюс тысячарублей за выдачу уже конкретному работнику подтверждения на работу.
- Вошедшие в силу два месяца назад новые поправки к основному законубезработных - Закону "О занятости" - разрешают Госслужбе занятостиоказывать платные услуги. У завсегдатаев Государственной биржи труданастроение едва не паническое: говорят, что отныне можно будет найтиработу только за деньги. Так ли это?
- Учреждения службы занятости сегодня действительно имеют правооказывать платные услуги. Однако подчеркну, центры занятости по-прежнемубудут бесплатно трудоустраивать безработных. Услуги могут быть проданытолько работодателям. При этом никаких установок "сверху" или плана,согласно которому центры занятости обязаны зарабатывать деньги, не будет.Ситуация в каждом регионе - своя. В одном работодатели состоятельные, вдругих - нет. Если руководитель местного Центра занятости считает, чтоместный рынок труда позволяет зарабатывать деньги, то он может это делать.
- Предположим, заработают центры занятости деньги. А тратить какбудут?
- Должен сразу предупредить, что никакой реанимации фонда занятостине состоится. Возможно, часть денег будет направлена на премии работникам.Сейчас Минтруд подготавливает перечень платных услуг и порядок ихоказания. Думаю, он будет готов в середине года. И тогда же решим вопрос отом, на что могут быть потрачены заработанные деньги.
("Российская газета")
|