Страховому рынку требуется 1,5 миллиона специалистов.
10-06-2003
В условиях развития массовых видов страхования страховщики будут инвестировать в расширение продающих сетей и образование сотрудников. Страхование в России, особенно в сегменте розницы, постепенно перестает быть элитарной услугой. Разговоры о массовости страховых услуг имеют под собой реальную почву, учитывая реформы медицинского, социального и пенсионного страхования и, конечно, приближающееся введение обязательного страхования автогражданской ответственности. Только последнее, по оценкам экспертов, должно принести страховщикам около 30 миллионов новых клиентов. С одной стороны, это сулит страховому бизнесу новые баснословные прибыли. С другой стороны, остро встает вопрос – каким способом страховые компании будут извлекать эту самую прибыль? Известно, что количество людей, занятых в российской отрасли страхования составляет около 110-120 тыс. Это ничтожно мало по сравнению, например, с США, где в страховании работают свыше 2 миллионов специалистов. При этом страховых агентов, т.е. людей, которые непосредственно работают с клиентами, в России и того меньше. По статистической информации Всероссийского Союза Страховщиков, количество действующих страховых агентов в России с 1998 года практически не меняется и составляет 90-93 тыс. человек. Как отмечают специалисты, при условии введения ОС АГО с 1 июля 2003 г., работающие на сегодняшний день агенты смогут застраховать до конца года не более 1,5 млн. автомобилей или, в процентном соотношении, не более 5% рынка. В то же время, по прогнозам самих страховщиков, достаточно быстрыми темпами будут развиваться и другие, необязательные виды массового страхования: пенсионное, медицинское, жизни, а также корпоративные страховые программы для малого и среднего бизнеса. А это значит, что нагрузка на действующие клиентские подразделения страховых компаний возрастет в разы, что чревато снижением качества обслуживания существующих клиентов и темпов привлечения новых. Таким образом, в России динамично формируется массовый рынок страховых агентов с различной специализацией, который по самым скромным оценкам исчисляется в сотни тысяч рабочих мест. Возросшие ожидания Как отметили участники конференции "Профессия агента, его статус и роль в развитии страхового рынка", прошедшей в апреле этого года, сегодня возрастают требования не только к количеству страховых агентов, но и к их профессиональному, образовательному и культурному уровню. По мнению гендиректора "Группы Ренессанс Страхование" Ильи Михайленко, это связано с новым статусом страхового агента как полноправного и важного участника страхового рынка, "форпоста страхования", который несет культуру страхования в массы, влияет на имидж представляемых им страховых организаций. Вместе с тем растет требовательность страхователей, у которых за 10 лет существования страхового рынка в России сформировались вполне четкие мотивы обращения в страховые компании, критерии их выбора, а также портрет идеального страхового агента. Как выяснили организаторы конференции в ходе исследования потребителей страховых услуг, страхователи хотели бы активнее использовать практику "личного или семейного страхового агента", не просто продающего услуги компании, а еще и консультирующего, какие риски и в какой последовательности страховать. Квалификация и уровень профессиональной подготовки такого страхового консультанта должны быть на порядок выше, чем сегодня. Очевидно, что в этой связи необходимо говорить об организации системы обучения страховых консультантов в масштабах рынка. Однако, колледжи, университеты и школы страхового бизнеса на сегодняшний день достаточно неспешно реагируют на новые потребности рынка. При том, что большинство учебных программ направлены на обучение андерайтеров, страховых управленцев и маркетологов, потенциальных слушателей может остановить и стоимость обучения, которая в среднем составляет 300-500 долларов. Для человека, решившего начать бизнес страхового консультанта с нуля, такая сумма, скорее всего, будет неподъемной.
(АРН “REGIONS.RU/Россия. Регионы”)
|