25% опрошенных россиян среднего возраста считают себя "господами"
16-12-2003
Отечественные социологи, исследовавшие в этом году российское общество, пришли кинтересному выводу: несмотря на то, что чуть ли не две трети населения страныпо уровню своих доходов живут на грани бедности, около половины россиян склонныидентифицировать себя со средним классом.
Показательно, что во время аналогичных исследований, проводившихся всего тригода назад, к подобной оптимистичной самоидентификации было склонно в два разаменьшее число российских граждан.Опираясь на фундаментальные исследования, эксперты из социологического агентства"Столица Поволжья" решили провести более частный опрос, посвященный адаптациироссийских граждан к современным условиям жизни в России.Один из основополагающих вопросов исследования был посвящен выбору места работы.Интересно, что при ответе на вопрос, где бы вы хотели работать, позиции старшегопоколения - от 40 до 55 лет и трудоспособной молодежи - от 18 до 25 оказалисьблизки. Более 50% «старших» и 45% «младших» хотели бы работать в крупных фирмах,предприятиях и компаниях национального и транснационального масштаба.В то же время среди молодежи и людей среднего возраста - от 25 до 40 велика долятех, кто готов заниматься собственным бизнесом. Около 50% людей среднеговозраста готовы открыть свой бизнес, и половина из них считает себя «господами».
В приверженности старому обращению «товарищ» признаются 33% опрошенных, 23%предпочитают обращение «гражданин», а примерно 25% хотят, чтобы их называли«господин». Преобладание «товарищей» социологи объясняют последствиямисоветского воспитания, из-за чего обраще-ние «господин» пока еще непривычно слуху российского человека. Впрочем, и здесьсоциологи отмечают существенные изменения. Десять лет назад обращение «товарищ»предпочитали более 70% опрошенных, тогда как к обращению «господин» оказывалисьне готовы даже очень состоятельные граждане.Примечательно, что еще десять лет назад доля тех, кто хотел бы иметь собственныйбизнес, была даже ниже, чем доля тех, кто оказался вынужден им заниматься. Тогдаситуация была такой, что многие работники оборонных заводов, учителя и врачи,чтобы выжить, были вынуждены заниматься торговлей и становиться челноками.Сегодня уже около 30% населения готовы завести свое дело.На этом фоне не удивительно, что более 40% россиян считают, что деятельностьпредпринимателей и бизнесменов приносит пользу российской экономике, а потомутребует благоприятного климата и поддержки от государства.
По-новому российские граждане относятся и к расширению своего информационногопространства. Еще шесть-семь лет назад на вопрос, нужен ли вам Интернет,большинство опрашиваемых лишь пожимали плечами, так как не знали, что это такое.Сегодня уже 70 процентов молодежи и почти 30 процентов людей среднего возрастасчитают, что доступ к Интернету им необходим либо для работы, либо для полученияинформации. Отставание среднего и старшего поколения вотношении Интернета компенсируется у них необходимостью доступа к традиционнымпечатным СМИ - газетам и телевидению. Их считают необходимыми около 34% двухстарших возрастных категорий, тогда как молодежь получает ту же информацию изИнтернета.Главным итогом опроса социологи считают результаты ответа на вопрос «считаете ливы себя состоявшимся человеком?» Согласно опросу, до 45% опрошенных отвечают наэтот вопрос утвердительно. Еще четыре года назад эта цифра была меньше 30%, а десять лет назад не достигала и 20%.
На основании этого социологи утверждают, что за последние годы в сознании нашихграждан произошли существенные изменения. С одной стороны, россияне расстаются спотребительским «совковым» взглядом на мир, когда социальные блага было принятождать от государства. Все больше людей начинают рассчитывать на свои силы иполагают свою судьбу обустраивать самим.С другой, отмечается, что еще три года назад рост такой уверенности был быневозможен. Лишь благодаря политической стабильности и экономическому роступоследних лет у людей появилась реальная уверенность в собственном будущем игарантия того, что социальные потрясения 90-х ушли в прошлое.
("Молодость Сибири")
|