Специалист по этике: профессия, рожденная в скандалах
06-02-2004
Целая серия недавних корпоративных скандалов породила новый бизнес - работы по ликвидации их последствий. В результате стала бурно развиваться такая специализация, как специалист по корпоративной этике.
С корпорацией WorldCom связаны воспоминания о самом громком банкротстве в истории американского бизнеса. Эта компания завысила свою прибыль на $11 млрд. Теперь, взяв себе новое имя - MCI Group, корпорация объявила о создании новой позиции в своем руководстве - исполнительного вице-президента по этике. Кроме того, руководство компании собирается расширить штаты соответствующих отделов в своих региональных представительствах.
Корпорация Schering-Plough, которую в 2002 г. Администрация США по контролю за лекарствами и продуктами питания (FDA) оштрафовала на $500 млн за нарушения, допущенные в области контроля за качеством готовой продукции, недавно тоже создала новую позицию в руководстве: новый вице-президент должен будет следить за тем, чтобы бизнес компании велся в полном соответствии с установленными нормами.
"Сегодня мы наблюдаем взрыв спроса на специалистов по корпоративной этике, - говорит Брент Сондерс, который и занял новую вакансию, придя в Schering-Plough с такой же позиции в PricewaterhouseCoopers. - Cпрос на специалистов по корпоративной этике просто взмыл вверх. Особенно это заметно в компаниях, которые занимаются производством потребительских товаров, новых технологий или розничной торговлей".
Неудержимо растет число членов Ethics Officer Association. В пору создания ассоциации в 1992 г. в нее входило чуть более десятка человек. В прошлом году численность этой организации выросла на 25% , превысив 1000 человек. "На наших глазах рождается новая профессия, - говорит Нэнси Хиггинс из MCI Group. - Когда мы только начинали, все приходилось изобретать на ходу. Теперь в этой области накапливается определенный опыт, который передают обучающимся по программам бизнес-этики".
Поскольку совсем недавно таких специалистов еще не выпускали, многим приходится переквалифицироваться с других специальностей. Между тем начать карьеру в качестве директора по корпоративной этике довольно сложно. Во-первых, на вновь образующиеся позиции руководство компании предпочитает брать кого-то из собственных сотрудников. И это понятно: одним из условий эффективной деятельности директора по соблюдению этики является глубокое понимание корпоративной культуры компании, в которой он работает.
Большое внимание уделяется тому, какой репутацией пользуется кандидат на место среди коллег. В идеале он должен быть человеком, к которому постоянно приходят за советом. Чаще всего специалистами по корпоративной этике становятся те, кто прежде работал в таких областях, как финансы и право. Скажем, Том Маккормик, директор по глобальной этике в компании Dow Chemical, сначала восемь лет проработал в частной юридической фирме, а затем, 18 лет назад, занял в Dow Chemical место юриста по делам об ответственности за качество продукции. Шесть лет назад он начал разрабатывать этический кодекс компании.
Хорошие шансы успешно работать в качестве директора по этике есть и у бывших сотрудников HR-отделов, которые прекрасно разбираются в тонкостях - и сложностях - работы с персоналом. Кроме того, именно сотрудники кадровых отделов бывают лучше всего осведомлены об этических проблемах, с которыми сталкивается компания. И наконец, ряды представителей новой профессии пополняются за счет растущего числа выпускников программ по бизнес-этике.
Специалисты сходятся во мнении, что этические устои компании формируются прежде всего самим руководством компании. Тому, кто хочет получить место директора или менеджера по этике: следует внимательно присмотреться к топ-менеджерам компании. Вполне допустимо задать им вопрос, например, как реализуется в компании девиз, выгравированный на медной табличке, которая висит в холле. Или каким образом в этой компании добиваются соблюдения корпоративных норм поведения.
(газеты "Ведомости")
|